А.Н. Верстовский (художник К.К. Гампельн)
Письмо Верстовскому
А.С.Пушкин – А.Н. Верстовскому
Вторая половина ноября 1830 г.
Из Болдина в Москву
Сегодня должен я был выехать из Болдина. Известие, что Арзамас снова оцеплен, остановило меня еще на день. Надо было справиться порядком и хлопотать о свидетельстве. Где ты достал краски для ногтей? Скажи Нащокину, чтоб он непременно был жив, во-первых, потому что он мне должен; 2) потому, что я надеюсь быть ему должен; 3) что если он умрет, не с кем мне будет в Москве молвить слова живого, то есть умного и дружеского. Итак, пускай он купается в хлоровой воде, пьет мяту – и, по приказанию графа Закревского, не предается унынию (для сего нехудо ему поссориться с Павловым, яко с лицом, уныние наводящим).
Не можешь вообразить, как неприятно получать проколотые письма: так шершаво, что невозможно ими подтереться – anum расцарапаешь.
Господский дом Пушкиных в Большом Болдине
Алексей Николаевич Верстовский – известный композитор и театральный деятель. Пушкин и Верстовский познакомились в 1820-х, встречались у общих знакомых – Нащокина, Вяземского, Погодина. В 1823 году композитор положил на музыку стихотворение «Черная шаль» Пушкина. Баллада стала удивительно популярной.
Верстовский сочинил музыку для других произведений поэта, например, для отрывков из поэм «Руслан и Людмила» («Ложится в поле мрак ночной», «У Лукоморья») и «Цыганы» («Песня Земфиры»). Он участвовал в создании театральной постановки романа «Евгений Онегин» Г.В. Кугушева.