Пушкин. По следам Пугачёва (художник В.К. Федоров)
4 октября Пушкин снова ездил в Сергач. Там он оформил новую доверенность П.А. Кирееву для ведения дел в Нижегородской казенной палате. В этот же он оформил в Сергачском суде «отпускную» на Ольгу Калашникову.
Ольга Михайловна Калашникова была «крепостной любовью» Пушкина. Поэт увлекся красивой молодой крестьянкой в Михайловском, имении родителей, куда был «удален» по приказу царя после южной ссылки в 1824 году. Ольга была дочерью сельского старосты. Роман длился больше года и закончился беременностью девушки. Ее отец Михайло Калашников был назначен управляющим в Болдино, куда переехал вместе со всей семьей. В Болдине в июле 1826 года Ольга Калашникова родила сына, который умер, не прожив и трех месяцев. Осенью 1830 года Пушкин увиделся со своей бывшей любовью. Возможно Ольга показала барину могилу их ребенка. В печальном стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…», которое датируется 1−10 октября 1830 года, есть эти строки:
…На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несёт подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил,
Скорей! ждать некогда! Давно бы схоронил...
Пушкин взял на себя хлопоты по оформлению вольной для Ольги. Это было не просто. Калашникова была крепостной матери поэта, поэтому оформив «отпускную», он должен был подписать документ у законной владелицы. Регистрационная запись «отпускной» в Лукояновском уездном суде датирована уже июнем 1831 года.
Также 4 октября поэт работал над стихотворением «Дорожные жалобы».
Пушкин любил путешествовать. Исследователи подсчитали, что за свою жизнь он проехал около 35 тысяч километров: он путешествовал по Крыму и Кавказу, был в Кишеневе, Одессе, Нижнем Новгороде, Казани, Оренбурге и многих других российских городах, неоднократно посещал Михайловское, Болдино, Полотняный завод. Интересно, что поэт ездил только по России: несколько раз он предпринимал попытки отправиться заграницу, но они не состоялись.
В Болдине, не имея возможности отправиться в путь, он приступил к воплощению своего давнего замысла – стихотворению о дороге. Поэт работал над ним еще в 1829 году (долгое время считалось, что «Дорожные жалобы» были полностью написаны именно тогда). Остроумно и со знанием дела Пушкин перечисляет все несчастья, которые подстерегают странника на пути, и противопоставляет опасность дороги теплу и спокойствию дома.
Дорожные жалобы
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..