Страница музей А.С.Пушкина Болдино в Instagram Виртуальный тур по музею А.С.Пушкина Болдино
+7 (831 38) 2 33 77, +7 991 451 64 01
muzey.asp@mail.ru
Музей А.С.Пушкина Болдино. Официальный сайт
До 31 мая 2024 года Болдинская усадьба закрыта для посетителей.  Подробнее...

23 октября 1830 года

Рукопись трагедии «Скупой рыцарь»

Рукопись трагедии «Скупой рыцарь» 

 

«Скупой рыцарь»

Сохранившаяся рукопись «Скупого рыцаря» полностью написана в Болдине и датирована 23 октября 1830 года. Идея «Скупого рыцаря» возникла у Пушкина еще в Михайловском в 1826 году. В рукописях того периода есть краткая запись: «Жид и сын. Граф».

Затем «Скупой рыцарь» упоминается в списке драматических замыслов Пушкина, составленном, предположительно, в 1827–1828 годах:

Скупой.
Ромул и Рем.
Моцарт и Сальери.
Дон-Жуан.
Иисус.
Беральд Савойский.
Павел I.
Влюбленный бес.
Димитрий и Марина.
Курбский.

Из неосуществленных замыслов шесть связаны с историческими сюжетами: из древнего мира (Ромул и Рем, Иисус), из средневековья (Беральд Савойский), из социально острых моментов русской истории (Димитрий и Марина, Курбский, Павел I). Из всего перечня были осуществлены только пьесы с политически нейтральной тематикой, законченные в Болдине осенью 1830 г.

Единственная (перебеленная с поправками) рукопись трагедии носит заглавие «Скупой». Черновых рукописей, с которых она переписывалась, до нас не дошло. Впервые заглавие «Скупой Рыцарь» появляется в письме Пушкина П.А. Плетневу уже 9 декабря 1830 года.

 

Рукопись трагедии «Скупой рыцарь»

Рукопись трагедии «Скупой рыцарь» 

 

Замена названия очень важна. Сведенные вместе вроде бы несовместимые понятия «скупой» и «рыцарь» образуют совершенно новое понятие. Рыцарю свойственно быть храбрымили влюбленным, гордым или непокорным, но ни при каких обстоятельствах рыцарь не должен быть скупцом. А вот пушкинский рыцарь стал ростовщиком и скупцом, в этом его трагедия. История не исключительная. Действие происходит в начале эпохи первоначального накопления капитала, когда страсть к деньгам становится типическим явлением.

Второй «парадокс» пушкинской драмы в том, что до Пушкина драматургия разрешала тему скупости в жанре комедии. Пушкин же написал на эту тему трагедию: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Поэт по неизвестным причинам напечатал пьесу только в 1836 году в «Современнике», при этом подписал ее французской буквой и сделал отвод от себя в подзаголовке в виде ссылки на несуществующую пьесу Ченстона. Указание Пушкина, что «Скупой рыцарь» – сцены из трагикомедии Ченстона – мистификация. Ченстоном в России называли английского писателя XVIII века Шенстона. Ни у него, ни у какого-либо другого английского или иного писателя подобного произведения нет. Пьеса Пушкина совершенно оригинальна.

Есть версия, что он так долго придерживал готовую трагедию и печатал ее без подписи, чтобы избежать кривотолков вокруг своей семьи. В какой-то мере в основу сцен «Скупого» легли моменты отношений поэта с отцом – Сергеем Львовичем, известным своей скупостью. Личное в «Скупом рыцаре» несравненно глубже обиды на отца. В «век железный», когда «без денег и свободы нет», когда «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» потомственный дворянин и профессиональный литератор Александр Пушкин, безнадежно обремененный долгами, мечтал о материальной независимости.

 

Окрестности  села Большое Болдино, 2020 год

Окрестности  села Большое Болдино, 2020 год 

 

Но не стоит рассматривать «Скупого рыцаря» как произведение автобиографическое. Пушкин исследует человеческие чувства. Он не просто изображает скупость как страсть, он пытается объяснить ее, проследить, откуда она берется. Тема скупости дана в драме динамически, в формировании и следствиях.

Исследователи считают, что «Скупой Рыцарь» написан под литературным воздействием двух образов – Шейлок из «Венецианского купца» Шекспира и Гарпагон из «Скупого» Мольера.

Позже Пушкин высказался об обеих пьесах, давая некоторое объяснение собственной трактовке типа скупого: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп – и только; у Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

СКУПОЙ РЫЦАРЬ

(СЦЕНЫ ИЗ ЧЕНСТОНОВОЙ ТРАГИКОМЕДИИ: THE COVETOUS KNIGHT 1))

Скупой рыцарь (англ.).

СЦЕНА I

В башне

Альбер и Иван  

Альбер

Во что бы то ни стало на турнире
Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.
Иван подает ему шлем.
Пробит насквозь, испорчен. Невозможно
Его надеть. Достать мне надо новый.
Какой удар! проклятый граф Делорж!

Иван

И вы ему порядком отплатили:
Как из стремян вы вышибли его,
Он сутки замертво лежал — и вряд ли
Оправился.

Альбер

А все ж он не в убытке;
Его нагрудник цел венецианский,
А грудь своя: гроша ему не стоит;
Другой себе не станет покупать.
Зачем с него не снял я шлема тут же!
А снял бы я, когда б не было стыдно
Мне дам и герцога. Проклятый граф!
Он лучше бы мне голову пробил.

Полный текст произведения


Поделиться:    

К О Н Т А К Т Ы

Государственный 
литературно-мемориальный
и природный музей-заповедник 
А.С. Пушкина «Болдино»

607940
Нижегородская область,
село  Большое Болдино,
ул. Пушкинская, 144

+7 (831 38) 2 33 77
+7 991 451 64 01

mАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.   

 

На карте

Содержание сайта