Иллюстрация к повести «Выстрел» (художник И.Д. Шаймарданов)
«Повести Белкина» были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин использует сюжетные штампы и как бы «переворачивает» их.
«Выстрел» – повесть об обиде и мести. Рассказчик – молодой армейский офицер, который еще ничего не видел в своей жизни, «кроме… мундиров». Он романтизирует своего опытного сослуживца Сильвио: «Имея от природы романтическое воображение, я всех сильнее был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести».
Неожиданно Сильвио совершает поступок, который не подобает герою. Он не вызывает на дуэль оскорбившего его офицера и молодежь расценивает его поступок как трусость. Но Сильвио объясняет молодому человеку, что не может рисковать своей жизнью до тех пор, пока не смоет кровью старую обиду.
Несмотря на некоторое сходство Сильвио с типичными романтическими героями, мы понимаем, что Сильвио далеко не благородный романтик.
Герои романов того времени стремились отомстить за измены, предательства, жестокость. У обиды Сильвио нет нравственного обоснования. Причина мести в том, что его сослуживец был более удачливым. Для Сильвио жажда первенства равнозначна человеческому достоинству, поэтому удачи другого он воспринимает, как поруганную честь: «... не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении». Злоба и месть становятся его моральными принципами. Этим Сильвио похож на пушкинского Сальери.
Но произведения Пушкина далеки от назидательности, и эта повесть не о пороках Сильвио. Герой всё же располагает к себе читателя своей незаурядностью и страстностью. Он способен к самоанализу: в беседе с рассказчиком Сильвио сам называет свои чувства злобными. Это встревоженный, не до конца уверенный в своей правоте человек. Такой психологизм не свойственен для героев «Повестей Белкина». В «Выстреле» появляется интерес писателя Пушкина к внутренней противоречивости героев, которая станет неотъемлемой частью всей последующей русской литературы.
В «Выстреле», как и в других «Повестях Белкина», Пушкин возвышенному взгляду на действительность противопоставляет реальную жизнь и здравый смысл. Для этого автор явно романтический сюжет заканчивает прозаическим финалом – загадочная и якобы благородная личность (Сильвио) оказывается обычным человеком, да еще и не самым порядочным. Сильвио наслаждается страхом и унижением своего противника и от этого чувствует себя вполне удовлетворенным.Автор иронизирует и над романтическими чувствами рассказчика, который описывая историю, нагнетает ощущение возможной трагедии. Однако в конце повествования никаких трагических событий не происходит. Прозаический финал просто поднимает на смех всю ситуацию.
Интересно также то, что ученые-пушкинисты видят в повести «Выстрел» автобиографические черты: «Черты личности автора отразились и в «Выстреле». Графу Пушкин подарил свою моцартианскую беспечность, удальство, талантливые эпиграммы, способность наслаждаться мирной семейной жизнью. На дуэли этот герой ведет себя так же (упоминание о черешневых косточках), как когда-то сам Пушкин. Но автобиографические черточки значимы и в образе Сильвио. По свидетельству мемуаристов, в лицейскую пору поэт страстно желал первенства, ревниво боролся за признание своего лидерства, был склонен обижаться по пустякам, «всякому вздору приписывал какую-то важность». Позднее, во время южной ссылки, он ощущал себя «человеком, чье достоинство подвергалось ежечасным покушениям» (что, заметим, не всегда соответствовало действительности), а потому взял за правило никогда не забывать умышленной обиды и видеть возможного оскорбителя во всяком незнакомом человеке. О самолюбии (порой болезненном) и вспыльчивости Пушкина в сочетании с его безудержной храбростью и азартом дуэлянта неоднократно говорили знакомые и друзья поэта. Да и эпиграммы, которые Пушкин в молодости адресовал своим недругам, бывали порой злы и несправедливы – как у Сильвио. Прощаясь с бурной юностью, поэт как бы со стороны смотрел на свою былую обидчивость, подозрительность, жажду лидерства. Именно этими качествами он наделил своего героя. Таким образом, в «Выстреле» Пушкин в качестве биографической личности «раздваивается» на графа и Сильвио, дуэлянтов-антиподов, – точно так же, как в «Каменном госте» он «как бы делит себя между Командором и Гуаном».
(В.Е. Хализев, С.В. Шешунова Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина»)
Полный текст повести А.С.Пушкина«Выстрел»:https://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0858.htm