Болдино. (фото начало 20 века)
10 октября Пушкин завершил стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый».
Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
Готовый век трунить над нашей томной музой,
Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной,
Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой.
Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,
За ними чернозем, равнины скат отлогой,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил.
Что ж ты нахмурился? – Нельзя ли блажь оставить!
И песенкою нас веселой позабавить? –
______________
Куда же ты? – В Москву – чтоб графских именин
Мне здесь не прогулять.
– Постой – а карантин!
Ведь в нашей стороне индийская зараза.
Сиди, как у ворот угрюмого Кавказа
Бывало сиживал покорный твой слуга;
Что, брат? уж не трунишь, тоска берет – ага!
В стихотворении Пушкин будто запечатлел Болдино: церковь, пустынный двор, равнина. Подбирая точные и емкие слова, он нарисовал яркий осенний деревенский пейзаж, который усиливает горестную и безнадежную судьбу простых людей.
Болдино. (фото начало 20 века)
«Румяный критик» был написан практически в одно время с поэмой «Домик в Коломне» и продолжает тему литературной полемики. Пушкина упрекали в том, что он не посвящает свои произведения значимым героическим событиям, рассказывает читателям об обыденных вещах.
Например, незадолго до написания этого стихотворения, Фаддей Булгарин, журналист, критик и оппонент Пушкина, отозвался разгромной статьей на выход седьмой главы «Евгения Онегина». Он упрекал Пушкина в том, что в главе нет восторженных описаний древней столицы, московский бал показан обличительно, вместо приподнятого и восторженного настроения – грусть. Булгарин подчеркивал, что Пушкин принадлежит к числу тех, кто недоволен действительностью, что его «томная муза» нагоняет тоску. Он писал, что Пушкин, который ездил на Кавказ в 1829 году, мог бы «в сладких песнях передать потомству великие подвиги русских современных героев».
Как и в «Домике в Коломне», в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый» противопоставляет таким критическим выпадаем свой взгляд на назначение литературы, которое он видит в реалистичном изображении жизни в ее полноте и многообразии.
Болдино. (фото начало 20 века)