19 ноября 1830 года

«Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча». Художник Клавдий Лебедев, 1889 г.

«Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча». Художник Клавдий Лебедев, 1889 г. 

 

Письмо Погодину

Статья «О народной драме и драме "Марфа Посадница"»

В последних числах ноября Пушкин пишет письмо М.П.Погодину. Михаил Петрович Погодин – писатель, историк, журналист и издатель, в то время профессор Московского Университета, позднее Академик Петербургской Академии наук.

В письме поэт с восторгом отзывается пьесе Погодина «Марфа, посадница Новгородская». Это историческая трагедия в стихах, которую Погодин написал под впечатлением от «Бориса Годунова».

М. П. ПОГОДИНУ
Последние числа ноября 1830 г. Из Болдина в Москву

Я было опять к вам попытался: доехал до Севаслейки (первого карантина). Но на заставе смотритель, увидев, что еду по собственной самонужнейшей надобности, меня не пустил и протурил назад в мое Болдино. Как быть? в утешение нашел я ваши письма и «Марфу»*. И прочел ее два раза духом. Ура! — я было, признаюсь, боялся, чтоб первое впечатление не ослабело потом; но нет — я все-таки при том же мнении: «Марфа» имеет европейское, высокое достоинство. Я разберу** ее как можно пространнее. Это будет для меня изучение и наслаждение. Одна беда: слог и язык. Вы неправильны до бесконечности. И с языком поступаете, как Иоанн***с Новымгородом. Ошибок грамматических, противных духу его усечений, сокращений — тьма. Но знаете ли? и эта беда не беда. Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его). И мне ваша свобода более по сердцу, чем чопорная наша правильность. — Скоро ли выйдет ваша «Марфа»? Не посылаю вам замечаний (частных), потому что некогда вам будет переменять то, что требует перемены. До другого издания. Покамест скажу вам, что антидраматическим показалось мне только одно место: разговор Борецкого с Иоанном: Иоанн не сохраняет своего величия (не в образе речи, но в отношении к предателю). Борецкий (хоть и новгородец) с ним слишком запанибрата; так торговаться мог бы он разве с боярином Иоанна, а не с ним самим. Сердце ваше не лежит к Иоанну. Развив драматически (то есть умно, живо, глубоко) его политику, вы не могли придать ей увлекательности чувства вашего — вы принуждены были даже заставить его изъясняться слогом несколько надутым. Вот главная критика моя. Остальное... остальное надобно будет хвалить при звоне Ивана Великого****, что и выполнит со всеусердием ваш покорнейший пономарь.
А. П.

Что за прелесть сцена послов! как вы поняли русскую дипломатику! А вече? а посадник? а князь
Шуйский? а князья удельные? Я вам говорю, что это все достоинства — ШЕКСПИРОВСКОГО!..

О слоге упомяну я вкратце, предоставя его журналам, которые, вероятно, подымут его на царя (и поделом), а вы их послушайтесь. Для вас же пришлю я подробную критику, надстрочную. Простите до свидания. Поклон Языкову.

*«Марфа» — трагедия Погодина «Марфа Посадница».
**Разбор ее был написан Пушкиным. При жизни его не опубликован.
***Иоанн — царь Иван III.
****«Иван Великий» — колокольня в московском Кремле.

Пушкин выполняет обещание, данное Погодину в этом письме, – он пишет критическую статью о его трагедии в конце ноября, все еще в Болдине. Действие пьесы происходит во время покорения Иваном Грозным Новгородской республики в 1478 году. Новгородское вече обсуждает, как вести себя с «палачом московским»: встретить хлебом-солью и возможно сохранить часть своих прав или сопротивляться. Вдова новгородского посадника Марфа Борецкая убеждает сограждан в невозможности мирного договора и призывает на борьбу с московитами. В сражении новгородцы терпят поражение из-за предательства бояр, перешедших на сторону московского князя. Трагедия Погодина заканчивается гимном самодержавию и предречением Марфой-посадницей прихода к власти Романовых, которые «созиждут» счастье и величие России.

Современники восприняли пьесу неоднозначно. Пушкин присутствовал на авторском чтении пьесы и, по воспоминаниям Погодина, даже заплакал во время третьего акта, восхищаясь народными сценами. В статье «О народной драме и драме "Марфа Посадница"» поэт дал высокую оценку трагедии именно как драматургическому произведению. Пушкин рассуждает о русской народной драме, как, где и почему она зародилась и как развивалась. Эта незаконченная статья Пушкина указана в списке литературы для студентов - театроведов.

 

Церковь Архангела Михаила. Музей- заповедник А.С.Пушкина «Болдино»

Церковь Архангела Михаила. Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино»

 

О НАРОДНОЙ ДРАМЕ
И О «МАРФЕ ПОСАДНИЦЕ» М. П. ПОГОДИНА

Драматическое искусство родилось на площади — для народного увеселения. Что нравится народу, что поражает его? Какой язык ему понятен?

С площадей, ярманки (вольность мистерий) Расин переносит ее во двор. Какое было ее появление?

(Корнель, поэт испанский).

Сумароков, Озеров — (Катенин).

Шекспир, Гете — влияние его на нынешний французский театр, на нас. Блаженное неведение критиков, осмеянное Вяземским; они на словах согласились, признали романтизм, а на деле не только его не держутся, но детски нападают на него.

Что развивается в трагедии? какая цель ее? Человек и народ — Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Расин велик, несмотря на узкую форму своей трагедии. Вот почему Шекспир велик, несмотря на неравенство, небрежность, уродливость отделки.

Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свобода.

Полный текст статьи: https://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1035.htm