10 октября 1830 года

Болдино. (фото начало 20 века)

Болдино. (фото начало 20 века)

 

10 октября Пушкин завершил стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый».

Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
Готовый век трунить над нашей томной музой,
Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной,
Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой.
Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,
За ними чернозем, равнины скат отлогой,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил.
Что ж ты нахмурился? – Нельзя ли блажь оставить!
И песенкою нас веселой позабавить? –
______________
Куда же ты? – В Москву – чтоб графских именин
Мне здесь не прогулять.
– Постой – а карантин!
Ведь в нашей стороне индийская зараза.
Сиди, как у ворот угрюмого Кавказа
Бывало сиживал покорный твой слуга;
Что, брат? уж не трунишь, тоска берет – ага!

В стихотворении Пушкин будто запечатлел Болдино: церковь, пустынный двор, равнина. Подбирая точные и емкие слова, он нарисовал яркий осенний деревенский пейзаж, который усиливает горестную и безнадежную судьбу простых людей.

 

Болдино. (фото начало 20 века)

Болдино. (фото начало 20 века)

 

«Румяный критик» был написан практически в одно время с поэмой «Домик в Коломне» и продолжает тему литературной полемики. Пушкина упрекали в том, что он не посвящает свои произведения значимым героическим событиям, рассказывает читателям об обыденных вещах.

Например, незадолго до написания этого стихотворения, Фаддей Булгарин, журналист, критик и оппонент Пушкина, отозвался разгромной статьей на выход седьмой главы «Евгения Онегина». Он упрекал Пушкина в том, что в главе нет восторженных описаний древней столицы, московский бал показан обличительно, вместо приподнятого и восторженного настроения – грусть. Булгарин подчеркивал, что Пушкин принадлежит к числу тех, кто недоволен действительностью, что его «томная муза» нагоняет тоску. Он писал, что Пушкин, который ездил на Кавказ в 1829 году, мог бы «в сладких песнях передать потомству великие подвиги русских современных героев».

Как и в «Домике в Коломне», в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый» противопоставляет таким критическим выпадаем свой взгляд на назначение литературы, которое он видит в реалистичном изображении жизни в ее полноте и многообразии.

 

Болдино. (фото начало 20 века)

Болдино. (фото начало 20 века)