5 октября 1830 года

А.С. Пушкин в Болдино (художник А.А. Пластов)

А.С. Пушкин в Болдино (художник А.А. Пластов)

5 октября в Болдине А.С. Пушкин работал над стихотворением «Прощание».

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.

Это стихотворение, нежное и печальное, было написано между двумя совершенно другими по настроению произведениями: накануне поэт завершил «Дорожные жалобы», а в этот же день начал «Домик в Коломне».

«Прощание» – стихотворение-воспоминание, грусть по утраченной любви. Тема адресатов любовной лирики Пушкина волнует исследователей и простых читателей до сих пор. В данном случае существует несколько версий. Ученые спорили, как нужно трактовать образ «могильный сумрак».

Есть предположение, что эти слова можно воспринять в их прямом значении, в таком случае стихотворение посвящено умершей возлюбленной. На эту роль выдвигали Амалию Ризнич, с которой поэт познакомился во время южной ссылки. Она умерла в 1825 году, когда ей было всего двадцать два года.

Однако есть мнение, что «могильный сумрак» – это образ разлуки навсегда, разлуки, которую нельзя преодолеть. В таком случае возможным адресатом «Прощания» становится Елизавета Воронцова. Об этом говорит также то, что в одном из предварительных списков своих стихотворений Пушкин назвал «Прощание» «KEW.». При помощи такой монограммы поэт обозначал имя Воронцовой.

Однако любое стихотворение Пушкина – это, в первую очередь, художественное целое, обобщение, образ. Поиск конкретных биографических обоснований лирического переживания может «затемнить» смысл произведения, скрыть от читателя его глубину.