Страница музея А.С.Пушкина Болдино на Facebook Страница музей А.С.Пушкина Болдино в Instagram Страница музей А.С.Пушкина Болдино в Instagram Виртуальный тур по музею А.С.Пушкина Болдино

04 ноября 1830 года

Дон Гуан и дона Анна (художник И.Ф. Рерберг)

Дон Гуан и дона Анна (художник И.Ф. Рерберг)

 

«Каменный гость»

4 ноября Пушкин завершил работу над еще одной «маленькой трагедией» – «Каменный гость». Дон Жуан – герой мировой литературы с огромной историей. Но образ, который создал поэт в своем драматическом произведении, сильно отличается от всего, что было написано ранее: в пьесе Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» совсем не упоминается донна Анна; в опере Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» донна Анна – дочь Командора, она мстит за смерть отца; у Байрона и Гофмана вовсе отсутствует эпизод убийства главного героя от руки Командора.

 

Обморок доны Анны (художник В.А. Фаворский)

Обморок доны Анны (художник В.А. Фаворский)

 

В «Каменном госте» Пушкина донна Анна не дочь командора, а его жена. Такие важные сюжетные элементы, как убийство Командора и любовные подвиги Дона Гуана, вынесены за рамки действия. Кроме того, как заметила Анна Ахматова, главный герой Пушкина – настоящий романтический герой, герой трагедии, а не комическое лицо: «Пушкин… не ставит своего Дон Гуана в самое смешное и постыдное положение всякого Дон Жуана – его не преследует никакая влюблённая Эльвира и не собирается бить никакой ревнивый Мазетто; он даже не переодевается слугой, чтобы соблазнить горничную (как в опере Моцарта); он герой до конца, но эта смесь холодной жестокости с детской беспечностью производит потрясающее впечатление». Более того, Дон Гуан в трагедии Пушкина связан настоящим чувством и погибает, предчувствуя счастье. Известный сюжет поэт погружает в романтический контекст.

 

Каменный гость. Дон Жуан и донья Анна (художник И.Е. Репин)

Каменный гость. Дон Жуан и донья Анна (художник И.Е. Репин)

 

Интересно еще одно замечание Ахматовой: «Пушкинский Дон Гуан не делает и не говорит ничего такого, чего бы не сделал и не сказал современник Пушкина, кроме необходимого для сохранения испанского местного колорита («вынесу его под епанчою / И положу на перекрёстке»)». Действительно, характер пушкинского героя погружен в современность поэта. Исключение составляют только детали, составляющие местный и исторический колорит.

Впервые трагедия была опубликована в 1839 году в сборнике «Сто русских литераторов», то есть уже после смерти Пушкина.

Ссылка на полный текст: https://rvb.ru/pushkin/01text/05theatre/01theatre/0840.htm

 

Усадьба Пушкиных в Большом Болдине

Усадьба Пушкиных в Большом Болдине



К О Н Т А К Т Ы

Государственный 
литературно-мемориальный
и природный музей-заповедник 
А.С. Пушкина «Болдино»

607940
Нижегородская область,
село  Большое Болдино,
ул. Пушкинская, 144

+7 (831 38) 2 33 77
+7 991 451 64 01

mАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.   

 

На карте

Содержание сайта